Скидки в бухучете аптек | Бизнес-школа Profi Training
Татьяна Шалунова

Стаж в экономической сфере: 16лет Педагогический стаж: 10лет Член Экспертного совета Палаты налоговых консультантов Республики Узбекистан

Медицинско, рекламно-информационный журнал DARMON,№8(107) за август 2014

«Ничто не учащает мой пульс сильнее, чем вывеска «скидка 50%»

Софи Кинселла

Скидки прочно вписались в нашу жизнь и представление о покупках. Многие делают покупки именно тогда, когда витрины украшает столь привлекательный трафарет «Sale 10, 30, 50%..» . Аптечные предприятия одни из немногих предприятий в Республике Узбекистан тоже стремятся покупать товар у поставщика, предоставляющего большую скидку на свой продукт. И это верное решение, позволяющее оптимизировать затраты и повысить рентабельность бизнеса.

Но как учитывать эти скидки? Руководство хочет знать, с одной стороны, сколько сэкономило предприятие в «скидочный» период, с другой – сколько преференций оно само предоставило покупателям. При этом всем немаловажную роль играют налоги.

Как облагаются полученные скидки? Снижают ли скидки налогооблагаемую базу у продавца? Как быть, если скидка предоставлена позже товара, а выручка уже посчитана?

Обо всем этом мы постараемся рассказать в нашей статье.

«ФИНАНСОВАЯ» И «ТОВАРНАЯ» – кто они на самом деле?

Скидка предлагается при незамедлительной оплате наличными (или при оплате в установленный срок) (наличная, денежная, финансовая скидка) либо при оптовой закупке (торговая, товарная скидка). Торговые скидки предоставляются для того, чтобы позволить продавцу увеличить объем продаж и, следовательно, достичь экономии от масштаба, или используются, как уловка, чтобы заручиться «верностью» клиента, или предоставляются по требованию крупного и влиятельного покупателя. Наличная (денежная) скидка мотивирует клиента оплачивать быстрее, обеспечивая ликвидность продавца.

При этом каждая организация имеет право комбинировать скидки, придавая им финансово-товарную форму. В таком случае для учета все равно необходимо выделить, какая из форм повлияла на выбор клиента воспользоваться скидкой: осуществление предоплаты (или оплаты в срок) или же закупить большую партию товара. Именно от этого будет зависеть дальнейший учет купленного и/или проданного товара.

И ВСЕ-ТАКИ КАК ОФОРМИТЬ СКИДКУ?

В первую очередь необходимо:

  • разработать локальное положение о ценообразовании, которое определяет и регламентирует порядок предоставления скидок на действующие прейскурантные и протокольные цены при реализации товаров и лиц, имеющих право и наделенных полномочиями предоставлять их от имени предприятия;
  • в договорах детально оговорить условия предоставления денежных (финансовых) и торговых (оптовых) скидок – как вариант, можно предусмотреть, что, подписывая договор, покупатель подтверждает, что ознакомился и согласен с локальными актами продавца по лояльности клиентов;
  • определить документ, подтверждающий, что покупатель воспользовался скидкой (в особенности это касается случаев использования накопительных бонусов).

УЧЕТ СКИДОК У ПОКУПАТЕЛЯ

ЕСЛИ СКИДКА ФИНАНСОВАЯ…

Отражение скидок у покупателя при формировании стоимости запасов регулирует НСБУ N 4 «Товарно-материальные запасы»1. Стандарт различает торговые и денежные скидки. При этом вторые отличаются от первых тем, что поставщик предоставляет их только в случае выполнения покупателем оговоренных условий. Поэтому товары, приобретенные с денежной скидкой, приходуются по стоимости без учета скидок. Суммы скидок, которые будут предоставлены при выполнении покупателем оговоренных условий, относятся на результаты финансово-хозяйственной деятельности в том отчетном периоде, в котором они возникли. Практика исключает случаи уменьшения стоимости запасов в будущих периодах или корректировку «Себестоимости реализации», что приводит к ее отражению следующим образом:

Поступление товаров, приобретенных с денежной скидкой

 

дебет

кредит

Отражена покупная стоимость товаров на основании счета-фактуры поставщика (инвойса, ГТД) Счета учета товаров (2900) – стоимость без учета скидок 6010 «Счета к оплате поставщикам и подрядчикам» – на сумму, подлежащую оплате без вычета скидки

Отражена скидка, предоставленная поставщиком в случае выполнении оговоренных условий*

 

6010 «Счета к оплате поставщикам и подрядчикам» 9390 «Прочие операционные доходы» – на сумму скидки
Закрытие счета 9390 9390 «Прочие операционные доходы» – на сумму скидки 9910 «Конечный финансовый результат»

* Показано применение на практике, в НСБУ N 212 проводка по этой ситуации не предусмотрена

ЕСЛИ СКИДКА ТОВАРНАЯ…

Товарные (торговые) же скидки, напротив, известны и предоставлены покупателю уже на момент заключения договора или поставки товара и не зависят от каких-либо условий.

В учете торговые скидки уменьшают стоимость запасов и товары приходуются уже по стоимости за вычетом скидок:

Поступление товаров, приобретенных с торговой скидкой

 

дебет

кредит

Отражена покупная стоимость товаров на основании счета-фактуры поставщика (инвойса, ГТД) Счета учета товаров (2900) – стоимость за вычетом скидок 6010 «Счета к оплате поставщикам и подрядчикам» – на сумму, подлежащую оплате

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Прочие доходы, полученные в виде скидки от поставщиков (как в денежной форме, так и в товарной), не включаются в налогооблагаемую базу покупателя по единому налоговому платежу на основании пункта 6 статьи 356 НК. Но у плательщика общеустановленных налогов суммы скидок включаются в базу по налогам на прибыль и на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры.

ОТРАЖЕНИЕ СКИДОК У ПРОДАВЦА

Отражение предоставленных скидок у продавца регулируется НСБУ N 2 «Доходы от основной хозяйственной деятельности»3. В соответствии с ним, а также НСБУ N 21 любые из предоставленных скидок уменьшают выручку и отражаются в том периоде, в котором возникли.

При наличии денежных (финансовых) скидок корректировка выручки для продавца или уточнение стоимости запасов для покупателя осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 222 Налогового кодекса (НК), а именно:

  • поставщиком товаров (продавцом);
  • в том отчетном периоде, когда изменены (выполнены) условия – это может быть тот же отчетный период, когда продан товар (например, условие – 100% предоплата);
  • дополнительным счетом-фактурой с указанием счета-фактуры, который корректируется (на практике аптечные предприятия скидку отражают в той же счете-фактуре, по которой продан товар);
  • минусом (то есть выписывается отрицательный счет-фактура).

В соответствии со статьями 129 и 355 НК при исчислении налога на прибыль или ЕНП в совокупный доход (валовую выручку) включаются:

  • доходы (выручка) от реализации товаров (работ, услуг);
  • прочие доходы (статья 132 НК).

При предоставлении скидок продавец корректирует доход от реализации товаров (работ, услуг) или валовой выручки (статьи 131 и 357 НК) на основании документов, подтверждающих использование скидки покупателем. Корректировка дохода (валовой выручки) производится в пределах годичного срока, а по товарам, на которые установлен гарантийный срок, – в пределах гарантийного срока. Если же в результате предоставления скидок товары реализуются по ценам ниже себестоимости или цены приобретения (за исключением случаев государственного регулирования цен), в целях налогообложения под выручкой понимается себестоимость товаров или цена их приобретения.

1Утвержден приказом министра финансов, зарегистрированным МЮ 17.07.2006 г. N 1595.

2«План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов и Инструкция по его применению» (утвержден приказом министра финансов, зарегистрированным МЮ 23.10.2002 г. N 1181).

3Утвержден МФ, зарегистрирован МЮ 26.08.1998 г. N 483.

ТАТЬЯНА ШАЛУНОВА,

ОНК ООО «RASTAX GROUP»,

налоговый консультант, аудитор, CIPA, DipIFR