Плата за «грязь» | Бизнес-школа Profi Training

Выбросы загрязняющих веществ являются, пожалуй,...

Выбросы загрязняющих веществ являются, пожалуй, главной экологической проблемой на сегодняшний день. Проблемой, которая требует не только тщательного изучения, но и скорейшего разрешения. Наибольший процент выбросов вредных веществ приходится на промышленные предприятия. Именно они таят в себе едва ли не основную угрозу окружающей среде.

ВЫПЛАТЫ ЗА ЗАГРЯЗНЕНИЕ: БЫЛО И СТАЛО

Активное влияние вредных веществ на экологию страны вызвало необходимость введения экологического налога. Согласно Инструкции о порядке исчисления и уплаты экологического налога, утвержденной в 1997 году (ныне утратила силу в соответствии с постановлением МФ и ГНК от 26.01.2006 г. NN 6 и 2006-3) платить экологический налог должны были юридические лица, производящие товары, выполняющие работы, оказывающие услуги. Установленная ставка составляла 1% с издержек обращения предприятия (расходы по реализации, административные расходы и прочие операционные расходы).

В целях совершенствования экономических методов управления природоохранной деятельностью Кабинет Министров республики принял предложение о введении с 1 мая 2003 года компенсационных выплат за загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов (далее – компенсационные выплаты) на территории Узбекистана (Постановление КМ от 1.05.2003 г. N 199).

Вопросы по определению выбросов, представлению расчета и уплате компенсационных платежей возникают ежегодно. Для лучшего их понимания давайте проанализируем информационную таблицу об этом платеже, составленную на основе Положения о порядке применения компенсационных выплат за загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов на территории Республики Узбекистан1 (далее – Положение).

Плательщики юридические лица, которые осуществляют выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и размещают отходы на территории Республики Узбекистан, а также юридические и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и осуществляющие сверхнормативные сбросы загрязняющих веществ в коммунальные канализационные сети городов и других населенных пунктов
Объект

масса нормативных и сверхнормативных (сверхлимитных), а также аварийных и залповых выбросов, сбросов загрязняющих веществ, включающие:

  • массу выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных и передвижных источников;
  • массу сбросов загрязняющих веществ в водные объекты и на рельеф местности;
  • массу токсичных и нетоксичных отходов, размещаемых на территории Республики Узбекистан;
  • массу сверхнормативных сбросов загрязняющих веществ в коммунальные канализационные сети от всех юридических и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Объектом не являются

а) забалансовые руды, относящиеся к разряду сырьевых ресурсов, находящиеся на специальном хранении и размещаемые на специально оборудованных накопителях различного вида;

б) отходы производства, размещаемые временно (до 6 месяцев) на специально отведенных площадках и затем используемые как вторичное сырье;

в) очищенные сточные воды, используемые по согласованию с органами охраны природы для орошения технических культур и лесных насаждений;

г) отвалы вскрышных пород, размещаемые внутри карьеров без предварительного размещения за пределами карьеров;

д) масса нормативных (лимитных) выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещаемых отходов, по которым сумма компенсационных выплат, исчисленная за год, составляет менее 5-кратного размера минимальной заработной платы;

е) отходы горнодобывающей промышленности, подлежащие дальнейшей переработке и размещаемые на специально оборудованных хвостохранилищах в качестве сырьевых ресурсов полезных ископаемых;

ж) отходы производства фосфорных удобрений (фосфогипс), подлежащие дальнейшей переработке и размещаемые на специально оборудованных местах хранения (отвалах) в качестве сырьевых ресурсов для производства минеральных удобрений и продукции для отраслей экономики.

Сумма компенсационных выплат

определяется по формуле:

П = (Mн х R) + (Mcн х R х Ккр), где

П – сумма компенсационной выплаты за загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов в сумах;

Mн – масса выброса (сброса) загрязняющих веществ в природную среду и размещение отходов в пределах норм  в т или кг;

Mсн – масса выброса (сброса) загрязняющих веществ в природную среду и размещение отходов сверх нормы в т или кг;

R – размеры компенсационной выплаты за 1 т выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в природную среду и размещение отходов в сумах;

Ккр – коэффициент кратности за увеличение (уменьшение) утвержденных нормативов (лимитов) на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов. Ккр определяется дифференцированно, в зависимости от увеличения (уменьшения) массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и размещение отходов от нормативов (лимитов)

Уплата

Плательщики ежемесячно производят авансовые компенсационные выплаты до 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом (месяцем)

Но стоит иметь в виду, что в случаях когда сумма компенсационной выплаты, исчисленная за квартал, составляет менее 10 МРЗП, компенсационная выплата производится 1 раз в квартал до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

При несвоевременном перечислении средств взимается пеня в размере 0,1% от суммы задолженности по компенсационной выплате за каждый просроченный день, но не превышающая 50% от общей суммы задолженности

Примечание

Плательщики компенсационной выплаты за загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов несут ответственность за правильность расчета и своевременность ее внесения в соответствии с действующим законодательством Узбекистана.

В случае уклонения юридического лица от внесения компенсационных выплат взыскание их, а также пени производится в принудительном порядке через хозяйственный суд

СУММУ КОМПЕНСАЦИИ СЧИТАЕМ НА ПРИМЕРАХ

Теперь рассчитаем сумму компенсационной выплаты.

ПРИМЕР 1. Предприятию, имеющему на балансе 3 автомобиля, которые заправляются бензином АИ-91, установлен норматив в 0,07 кг выбросов загрязняющих веществ при сжигании моторного топлива. Также в процессе деятельности у организации возникло 0,610 т отходов производства.

Согласно формуле П = (Mн х R) + (Mcн х R х Ккр) у нас имеются следующие данные:

Мн = 0,07

R = 386,1

Мсн = 0,610

R = 93,6*

Ккр – увеличение/уменьшение утвержденных нормативов (лимитов) на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду выявлено не было.

В итоге сумма компенсационной выплаты составит:

П = 0,07 x 386,1 + 0,610 x 93,6 = 27,027+57,096 = 84 сума.

По результату видно, что сумма выплата за год – менее 5 МРЗП (размер МРЗП принимается на дату предоставления расчета). Это означает, что данные выбросы не будут являться объектом платежа и, соответственно, представлять расчет и уплачивать компенсацию не нужно.

*Примечание. Показатель R учитывается согласно Постановлению Кабинета Министров «О совершенствовании системы платежей за природопользование» (от 6.02.2006 г. N 15).

ПРИМЕР 2. Предприятие занимается распилом дерева, на балансе имеет 3 ленточно-пильных и 4 рейсмусных станка. Ленточно-пильные станки отрабатывают 10 110 часов в год, а рейсмусные – 8 088 часов. В первую очередь необходимо узнать, сколько вредных выбросов выделяет в атмосферу рассматриваемый субъект.

Согласно пункту 1.5 Расчетных методик определения выделений (выбросов) загрязняющих веществ в атмосферу (приложение 1 к Инструкции по проведению инвентаризации источников загрязнения и нормированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для предприятий Республики Узбекистан, далее – Расчетные методики) на деревообрабатывающем участке основными вредными веществами, выделяющимися при обработке древесины, являются древесная пыль, опилки и стружка. Опилки и стружка в атмосферу не выделяются.

Для расчета удельного показателя количества пыли, выбрасываемого за единицу времени для 1 станка в Расчетных методиках установлен норматив – 0,05 кг/час.

qn = 0,05 х T,       

где Т – время работы оборудования в год.

Из условия нам известно количество проработанных часов по отдельным станкам.

Теперь рассчитаем, какое количество пыли выделяется в атмосферу при деятельности этого предприятия:

Т = 10 110 х 3 + 8 088 х 4 = 30 330 + 32352 = 62 682 час.

qn = 0,05 х 62 682 = 3 134,1 кг пыли выделяет за год данное предприятие в атмосферу.

Далее рассчитаем сумму платы за выбросы.

П = (Mн х R) + (Mcн х R х Ккр)

П = 3,134 х 195 = 611,13 сум.

На аналогичном примере заполним таблицу.

Данные предприятия:

пыль древесная – 587,16 кг;

ТБО – 16,4 кг.

Для наглядности заполним форму расчета:

РАСЧЕТ суммы компенсационных выплат за загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов за ХХ квартал 201Х года

Наименование

объектов компенсационной выплаты

Масса

(т, кг, куб. м)

Размер компен-

сацион-

ной выплаты

за 1 т, кг, куб.м

(сум.)

Коэффициенты кратности за превышение (уменьшение) или

в случае аварии

(ед.)

Сумма компен-

сацион-

ных

выплат, сум.

(гр.2 х гр.4 х гр.5)

+

(гр.3 х гр.4 х гр.5)

Норма-

тивная

Сверх-

норма-

тивная

При аварии

1

2

3

4

5

6

7

1. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух:            
Пыль древесная 587,16     195   114 496,2
Итого            
2. Выбросы загрязняющих веществ при сжигании моторного топлива:            
3. Сбросы загрязняющих веществ в водные объекты и рельеф местности:            
Итого            
4.Отходы производства: 16,4     93,6   1 535,04
Итого            
Всего           116 031,24
Авансовые компенсационные выплаты            
Подлежит к уплате           116 031,24
Пеня            
Подлежит к уплате           116 031,24

Как видим, сумма выплат составляет 116 031,24 сума. Но, согласно Положению сумма компенсационных выплат, исчисленная за год, которая, как уже было сказано выше, составляет менее 5 МРЗП не является объектом обложения.

По данному платежу существуют масса показетелей вредных выбросов в атмосферу, и порой расчет данной справки вызывает много вопросов. В следующей статье мы рассмотрим более сложный расчет по ситуациям, когда платежи в бюджет возникают.

 1Приложение N 5 к Постановлению КМ от 1.05.2003 г. N 199.

 2Утверждена приказом председателя Госкомприроды, зарегистрированным МЮ 3.01.2006 г. N 1533.

№ 6 НТВ, 10 февраля 2015 

Татьяна ДАУРОВА,

 руководитель проекта «BIZOUTS»

ОНК «Rastax Group»