Налоговая реформа: «смерть» или стимул для малого бизнеса? Мнение эксперта | Бизнес-школа Profi Training
Татьяна Шалунова

Стаж в экономической сфере: 16лет Педагогический стаж: 10лет Член Экспертного совета Палаты налоговых консультантов Республики Узбекистан

Который месяц налоговую реформу обсуждали в СМИ и социальных сетях. И вот наконец Президент подписал указ «О Концепции совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан».

Изменения вступят в силу с 1 января 2019 года.

Какие основные три аспекта налогообложения предусматривает концепция?

  1. В первую очередь — существенное сокращение налогов на труд. Для крупного бизнеса — более чем в 2 раза, для малого — примерно на 40%.
  2. Во-вторых, создание непрерывной цепочки НДС для субъектов предпринимательства с оборотом свыше 1 млрд сумов в год, с возможностью полноценного зачета.
  3. И в-третьих, совокупное снижение налоговой нагрузки на бизнес и создание мотивации для укрупнения предприятий.

На первый взгляд многим может показаться, что введение общеустановленных налогов в сравнении с более низкой ставкой единого налогового платежа (ЕНП) губительно скажется на малом бизнесе Узбекистана, который десятки лет поддерживался государством. Заверю вас, это не так.

Общеустановленные налоги в принятой концепции представлены НДС и налогом на прибыль. Сущность НДС такова, что налог уплачивается лишь с добавленной стоимости (труд + наценка), а не со всего оборота, в противовес ЕНП.

Налог на прибыль как классический прямой налог более справедлив и уплачивается лишь с оставшейся в распоряжении прибыли предприятия.

Соглашусь, предлагаемый в проекте концепции налог на распределенную прибыль очевидно имел больше возможностей для стимулирования роста экономики, но вместе с тем практически не поддавался точному прогнозированию в целях пополнения бюджета, поэтому, скорее всего, исходя из консерватизма, был отвергнут правительством.

Даже реформаторской Грузии потребовалось 12 лет, чтобы внедрить этот механизм при расчета налога на прибыль. И всё же, слова словами, а у финансистов говорят только цифры.

Моя статья посвящена малому бизнесу, рассматривать будем только его — в трех ипостасях: текущее состояние налоговой нагрузки, малый бизнес с годовым оборотом до 1 млрд сум и бизнес, не относящийся к «малому», исходя из концептуальных критериев.

Малый бизнес с уплатой ЕНП в 2018 году

Думаю, многим известно, что ставки ЕНП разнятся в зависимости от вида деятельности, поэтому для примера сейчас и далее я буду брать три основных вида деятельности и, соответственно, три разные ставки ЕНП.

 

Розничная торговля

Производство

Посредничество

ЕНП

4%

5%

33%

Доля труда в выручке

15%

30%

20%

Средний процент налогов на труд*

40%

40%

40%

Налоги на труд в выручке

6%

12%

8%

Итого налоги (ЕНП + налоги на труд)

10%

17%

41%

Рентабельность бизнеса

20%

20%

20%

Налоговая нагрузка (отношение размера налогов к рентабельности)

50%

85%

205%

Примечание: 17% НДФЛ, 15% ЕСП и 8% социальные взносы

На примере видно, что посредническим фирмам совершенно невыгодно находиться на упрощенной системе налогообложения, и грамотные бухгалтеры, зная это, с самого начала платят общеустановленные налоги. Благодаря этому в среднем такие фирмы экономят около 10% с оборота (или 50% прибыли при той же условной рентабельности 20%).

Согласно кривой Лаффера, изъятие у налогоплательщика значительной суммы доходов (порядка 40−50%) является пределом, за которым ликвидируются стимулы к предпринимательской инициативе и расширению производства. Основной задачей налогоплательщиков становится поиск возможных методов ухода от налогообложения, включая концентрацию в теневом секторе экономики.

Малый бизнес с годовым оборотом до 1 млрд сумов в 2019 году

 

Розничная торговля

Производство

Посредничество

ЕНП

4%

4%

4%

Доля труда в выручке

15%

30%

20%

Средний процент налогов на труд*

24%

24%

24%

Налоги на труд в выручке

4%

7%

5%

Итого налоги (ЕНП + налоги на труд)

8%

11%

9%

Рентабельность бизнеса

20%

20%

20%

Налоговая нагрузка (отношение размера налогов к рентабельности)

38%

56%

44%

Примечание: 12% НДФЛ и 12% ЕСП

Бизнес с годовым оборотом свыше 1 млрд сумов в 2019 году

 

Розничная торговля

Производство

Посредничество

Доля труда в выручке

15%

30%

20%

Средний процент налогов на труд

24%

24%

24%

Налоги на труд в выручке

4%

7%

5%

Рентабельность бизнеса

20%

20%

20%

Налоги на труд в прибыли

18%

36%

24%

Налог на прибыль

12%

12%

12%

Налоговая нагрузка (отношение размера налогов к рентабельности)

30%

48%

36%

Примечание: при расчете налоговой нагрузки проигнорированы косвенные налоги, поскольку они не влияют на прибыль, а взимаются с покупателя

Сравнивая налоговую нагрузку на малый бизнес сейчас с той, что вступит в действие с 1 января 2019 года, остается только сожалеть, что концепция не предусматривает ее досрочного применения.

Вы можете наглядно наблюдать существенную экономию на налогах, которую разумный собственник направит на воспроизводство и реинвестирование:

 

Розничная торговля

Производство

Посредничество

Малый бизнес

24%

34%

79%

Не малый бизнес

40%

44%

82%


Также следует обратить внимание, что так называемый «не малый» бизнес находится в более выгодном положении в сравнении с привычно поддерживаемым микропредпринимательством.

Напомню, в концепции для налогоплательщиков с годовым оборотом в пределах 1 млрд сумов предусмотрена, наравне с уплатой налога с оборота в 4%, возможность уплаты НДС на добровольной основе, механизм которой будет содержаться уже в новом Налоговом кодексе.

Однако, лично на мой взгляд, реальный эффект для развития малого бизнеса будет достигнут в случае получения возможности добровольной уплаты всех общеустановленных налогов, а не только НДС.

Примечание: в статье я игнорирую введение ресурсных налогов по двум причинам:

  1. В заданных условиях малый бизнес не облагает значимым имуществом, провоцирующим существенный отток денежных средств.
  2. Если у предприятия имеются средства для приобретения дорогостоящих активов, то, очевидно, эти активы имеют способность генерировать достаточный денежный приток, позволяющий уплачивать естественные для всего мира ресурсные налоги.