Анвар Гулямов

Главный специалист, экономист компании LUKOIL, бизнес-тренер по СИМА

Визуализация.

Часто компании на начальном этапе своего существования не имеют четкой стратегии своего развития, кроме мечты своего основателя добиться успеха. Такая визуализации, конечно же, подразумевает где компания будет работать, кому и что продавать. Если все сложится хорошо, то цепочка случайных событий, в сочетании с толикой везения, в конце концов, приведет к успеху, и визуализация превратится в реальность. Но всем важно понимать, что вероятность такого исхода очень мала.

Визуализация – это создание мысленного образа цели. Вы представляете, чего хотите добиться и как будете это делать.


Сама техника визуализации часто рекомендуется психологами, бизнес-коучами и является одним из инструментов нейролингвистического программирования.

Нейролингвистическое программирование (НЛП) - универсальное руководство для грамотного использования собственных ресурсов в достижении целей. Это прикладная психология, позволяющая понять, как работает ум, каким образом образуются мысли и на их основе формируются шаблоны поведенческих реакций.


Замечено, что если  фокусированно мечтать о реальных благах, которые сейчас кажутся недостижимыми, то через какое-то время вы этого достигаете. Не зря в народе говорят - “хорошее намерение - половина успеха”. Это загадка нашего подсознания. Усиленно мечтая о чем-то, вы формируете новые нейронные связи, которые со временем сдвигаются в подкорки головного мозга. Когда приходит время принимать решения, а мы принимаем решения очень часто и довольно бессознательно, то электрические импульсы проходят по тем нейронным связям, которые вы создали когда мечтали. Решения принимаются такие, которые приведут в конце концов к вашей мечте, а вы не поймете как это произошло.

Например, мечтая работать на Уолл Стрит, вы в сводке статей будете выбирать статьи, относящиеся  к миру финансов. Мечтая стать финансовым директором  – вы выбираете квалификации CIMA.

CIMA — международная ассоциация специалистов по управленческому учету Великобритании. Ассоциация основана в 1919 году и сегодня занимает лидирующие позиции среди профессиональных международных ассоциаций в области управления бизнесом.


К мечте навстречу: ставьте цель, обучайтесь и достигайте.

CIMA представлена глобально. В Узбекистане подготовиться по квалификационным программам можно у двух аккредитованных партнеров. Бизнес-школа “Profi Training” со статусом Silver-провайдер одна из них. В настоящее время бизнес-школа “Profi Training” проводит подготовку к экзаменам:

  1. CIMA P1:«Управление эффективностью операций» (управленческий учет)
  2. CIMA P2: «Управление эффективностью бизнеса» (углубленный управленческий учет).

Пройдя подготовку по официальной программе и сдав успешно эти экзамены, вы сможете получить международный сертификат CIMAУправление эффективностью бизнеса”. Как показывает мировая практика, он открывает большие возможности для построения успешной карьеры управленца.  Это начальный уровень для управленческого бухгалтера и, продвигаясь дальше, вы придёте к своей большой мечте.

Будьте готовы рисковать.

Может быть, что ваши визуализации могут не сработать. Например, если ранее в вас были запрограммированы проигрышные установки или вас заклеймили в детстве как неудачника, родители с воспитанием “социалистического равенства”  дали установку что финансовые блага - нехорошо, если вы “инфицированы” прокрастинацией - то все ваши новые мечты разобьются о скалы прошлого бессознательного. 

Визуализацию необходимо подкрепить инструментами сознательного управления текущими делами в краткосрочной перспективе, т.е., молодая компания просто не имея ресурсов нанять профессионального финансиста, директора по стратегическому развитию, управленческого бухгалтера, может подсмотреть что-то из большого бизнеса.

Прежде чем рассмотреть вопросы стратегии, давайте обсудим ваше отношение к риску. У вас есть проект, который может привести к двум результатам - в течение 3 лет вы в общем получите чистыми (для финансистов дисконтированными) 4 млрд. сум или через год потеряете 1 млрд. сум. Какая вероятность провала должна быть, чтобы вы начали проект? Многие скажут, что начнут, если вероятность провала будет минимальной. Процентов 20-30. На самом деле, если вероятность провала меньше 75%, то можно начинать проект, т.е., у вас явное ощущение что бизнес не пойдет, но с этим ощущением вы можете смело начинать и у вас есть все шансы, что вы в конце концов окажетесь в плюсе. Сразу оговорюсь, что это поведение должно быть постоянным. Что попыток должно быть несколько, что вы должны вести бизнес как ООО (ограничение ответственности), желательно привлекать кредитные ресурсы. Как говорится “Кто не рискует, тот не пьет шампанского” (главное с утра, не советское шампанское и не в подворотне. В период возникновения поговорки шампанское было дорогим напитком.)  Кстати, подобные примеры теории вероятности, ожидаемых значений и теории полезности детально рассматриваются предметом управление рисками CIMA P1.

Резюмируя, вам необходимо быть готовым к риску, уметь трезво полагаться на расчеты ожидаемых значений, не позволять вашему сознанию быть под властью субъективизма, начать использовать несколько простых техник разработки и развития стратегии применительно к своему бизнесу.

Определяем цель и отслеживаем прогресс полезными инструментами.

Продолжайте мечтать. Пусть ваши мечты приобретут измеримые очертания. Сформулируйте свою мечту. Добавьте количественное значение. “Хочу установить ОДНУ микроволновку в парке БОБУРа, и продавать СТО хот-догов в день. Я буду БОГАТ и ЖИЛЬЦы района будут сытыми и благодарными”. Не улыбайтесь, в 90-ые эта мечта сделала бы вас миллионером.

Используйте SWOT. Анализ возможностей и рисков, с точки зрения своих сильных и слабых сторон, или наоборот, как вам будет удобно. Главное разделить лист на четыре квадрата и по очереди перечислить свои сильные стороны, слабые стороны (недостатки), возможности и опасности рынка.

Далее перечисляете какие сильные стороны вам помогут, чтобы воспользоваться всеми возможностями и предотвратят опасности и риски. Какие слабые стороны могут препятствовать использованию возможностей и какие усугубляют риски возникновения опасностей.

Этот анализ, при должном внимании, поможет выработать фундамент для принятия решений. Ответить на вопрос, что хорошо и что плохо. Вы уже не будете полагаться на свое чутье. Потренируйтесь.

Матрица принятия решения. В случае, когда надо принять серьезное решение, можно воспользоваться этой техникой. Разделите лист на четыре квадрата:

  • в первый впишите все, что может случиться, если вы примете решение
  • во второй все, что не случится, если вы примете это решение
  • В третий все, что случится, если вы не примете это решение
  • В четвертую, все, что не случиться, если вы не примите это решение.

Вы получите полную картину плюсов и минусов и сможете принять решение, которое приемлемо для вас. В большинстве случаев нет правильных или неправильных решений, но есть решения которые наилучшим образом подходят вам, и эта матрица поможет их найти в серьезных ситуациях.

Здорово! Вы уже сформулировали свое видение, визуализировали свой успех, определили свои слабые и сильные стороны, скорректировали свое понимание риск-аппетита, освободились от субъективности в принятии решений, подсчитали выгоды исходя из теории вероятности и ожидаемого значения. Теперь вам необходим инструмент, чтобы отслеживать свой ежедневный прогресс.

“Определенность цели - отправная точка всех достижений” Клемент Стоун


Ниже представлены несколько шаблонов, их необходимо последовательно заполнить. Сначала вы делите свою цель на несколько составных областей. Вам нужно ответить на вопросы – что должно быть достигнуто отдельно по областям, чтобы Вы достигли своей основной цели. Например, к концу года вы хотите 4 цели:

  1. достигнуть выручки в 100 млн. сум
  2. обслуживать сто клиентов
  3. расширить свой штат до пяти сотрудников
  4. продавать в Ташкенте и в Ферганской долине.

Не процессы, а результат. Теперь  необходимо заполнить двенадцать таких же шаблонов на каждый месяц – вы каскадируете свои годовые цели на каждый месяц. К примеру, годовые цели это что-то на втором этаже, а месячные цели это ступеньки лестницы на второй этаж. Постарайтесь, чтобы некоторые ступени не оказались слишком высокими, они должны быть примерно одинаковыми, чтобы вы их могли осилить.


Следующим шагом необходимо на каждую неделю детализировать месячные цели, и отслеживать их выполнение. Ниже представлен шаблон, которым вы можете воспользоваться.

 

Вы наверняка слышали про KPI и систему сбалансированных показателей. Возможно, многое не так насущно для молодой компании, поэтому стоит начать с малого. И обязательно думать стратегически, чтобы увеличить свои шансы на успех.