

Который месяц налоговую реформу обсуждали в СМИ и социальных сетях. И вот наконец Президент подписал указ «О Концепции совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан».
Изменения вступят в силу с 1 января 2019 года.
Какие основные три аспекта налогообложения предусматривает концепция?
- В первую очередь — существенное сокращение налогов на труд. Для крупного бизнеса — более чем в 2 раза, для малого — примерно на 40%.
- Во-вторых, создание непрерывной цепочки НДС для субъектов предпринимательства с оборотом свыше 1 млрд сумов в год, с возможностью полноценного зачета.
- И в-третьих, совокупное снижение налоговой нагрузки на бизнес и создание мотивации для укрупнения предприятий.
На первый взгляд многим может показаться, что введение общеустановленных налогов в сравнении с более низкой ставкой единого налогового платежа (ЕНП) губительно скажется на малом бизнесе Узбекистана, который десятки лет поддерживался государством. Заверю вас, это не так.
Общеустановленные налоги в принятой концепции представлены НДС и налогом на прибыль. Сущность НДС такова, что налог уплачивается лишь с добавленной стоимости (труд + наценка), а не со всего оборота, в противовес ЕНП.
Налог на прибыль как классический прямой налог более справедлив и уплачивается лишь с оставшейся в распоряжении прибыли предприятия.
Соглашусь, предлагаемый в проекте концепции налог на распределенную прибыль очевидно имел больше возможностей для стимулирования роста экономики, но вместе с тем практически не поддавался точному прогнозированию в целях пополнения бюджета, поэтому, скорее всего, исходя из консерватизма, был отвергнут правительством.
Даже реформаторской Грузии потребовалось 12 лет, чтобы внедрить этот механизм при расчета налога на прибыль. И всё же, слова словами, а у финансистов говорят только цифры.
Моя статья посвящена малому бизнесу, рассматривать будем только его — в трех ипостасях: текущее состояние налоговой нагрузки, малый бизнес с годовым оборотом до 1 млрд сум и бизнес, не относящийся к «малому», исходя из концептуальных критериев.
Малый бизнес с уплатой ЕНП в 2018 году
Думаю, многим известно, что ставки ЕНП разнятся в зависимости от вида деятельности, поэтому для примера сейчас и далее я буду брать три основных вида деятельности и, соответственно, три разные ставки ЕНП.
Розничная торговля |
Производство |
Посредничество |
|
ЕНП |
4% |
5% |
33% |
Доля труда в выручке |
15% |
30% |
20% |
Средний процент налогов на труд* |
40% |
40% |
40% |
Налоги на труд в выручке |
6% |
12% |
8% |
Итого налоги (ЕНП + налоги на труд) |
10% |
17% |
41% |
Рентабельность бизнеса |
20% |
20% |
20% |
Налоговая нагрузка (отношение размера налогов к рентабельности) |
50% |
85% |
205% |
Примечание: 17% НДФЛ, 15% ЕСП и 8% социальные взносы
На примере видно, что посредническим фирмам совершенно невыгодно находиться на упрощенной системе налогообложения, и грамотные бухгалтеры, зная это, с самого начала платят общеустановленные налоги. Благодаря этому в среднем такие фирмы экономят около 10% с оборота (или 50% прибыли при той же условной рентабельности 20%).
Согласно кривой Лаффера, изъятие у налогоплательщика значительной суммы доходов (порядка 40−50%) является пределом, за которым ликвидируются стимулы к предпринимательской инициативе и расширению производства. Основной задачей налогоплательщиков становится поиск возможных методов ухода от налогообложения, включая концентрацию в теневом секторе экономики.
Малый бизнес с годовым оборотом до 1 млрд сумов в 2019 году:
Розничная торговля |
Производство |
Посредничество |
|
ЕНП |
4% |
4% |
4% |
Доля труда в выручке |
15% |
30% |
20% |
Средний процент налогов на труд* |
24% |
24% |
24% |
Налоги на труд в выручке |
4% |
7% |
5% |
Итого налоги (ЕНП + налоги на труд) |
8% |
11% |
9% |
Рентабельность бизнеса |
20% |
20% |
20% |
Налоговая нагрузка (отношение размера налогов к рентабельности) |
38% |
56% |
44% |
Примечание: 12% НДФЛ и 12% ЕСП
Бизнес с годовым оборотом свыше 1 млрд сумов в 2019 году:
Розничная торговля |
Производство |
Посредничество |
|
Доля труда в выручке |
15% |
30% |
20% |
Средний процент налогов на труд |
24% |
24% |
24% |
Налоги на труд в выручке |
4% |
7% |
5% |
Рентабельность бизнеса |
20% |
20% |
20% |
Налоги на труд в прибыли |
18% |
36% |
24% |
Налог на прибыль |
12% |
12% |
12% |
Налоговая нагрузка (отношение размера налогов к рентабельности) |
30% |
48% |
36% |
Примечание: при расчете налоговой нагрузки проигнорированы косвенные налоги, поскольку они не влияют на прибыль, а взимаются с покупателя
Сравнивая налоговую нагрузку на малый бизнес сейчас с той, что вступит в действие с 1 января 2019 года, остается только сожалеть, что концепция не предусматривает ее досрочного применения.
Вы можете наглядно наблюдать существенную экономию на налогах, которую разумный собственник направит на воспроизводство и реинвестирование:
Розничная торговля |
Производство |
Посредничество |
|
Малый бизнес |
24% |
34% |
79% |
Не малый бизнес |
40% |
44% |
82% |
Также следует обратить внимание, что так называемый «не малый» бизнес находится в более выгодном положении в сравнении с привычно поддерживаемым микропредпринимательством.
Напомню, в концепции для налогоплательщиков с годовым оборотом в пределах 1 млрд сумов предусмотрена, наравне с уплатой налога с оборота в 4%, возможность уплаты НДС на добровольной основе, механизм которой будет содержаться уже в новом Налоговом кодексе.
Однако, лично на мой взгляд, реальный эффект для развития малого бизнеса будет достигнут в случае получения возможности добровольной уплаты всех общеустановленных налогов, а не только НДС.
Примечание: в статье я игнорирую введение ресурсных налогов по двум причинам:
- В заданных условиях малый бизнес не облагает значимым имуществом, провоцирующим существенный отток денежных средств.
- Если у предприятия имеются средства для приобретения дорогостоящих активов, то, очевидно, эти активы имеют способность генерировать достаточный денежный приток, позволяющий уплачивать естественные для всего мира ресурсные налоги.