От бухгалтера с международным уровнем- Юлии Пакидышевой

В 2018 году самой обсуждаемой темой среди деловых кругов Узбекистана была налоговая реформа — ставки налогов, структура налогообложения, механизмы контроля налогоплательщиков. Критиковался порядок применения и расчета единого налогового платежа (ЕНП), обсуждались схемы работы крупного бизнеса через регистрацию индивидуальных предпринимателей (ИП).

Но наиболее резонансным вопросом стал поэтапный переход бизнеса на налог на добавленную стоимость (НДС). До 2019 года НДС рассчитывали и оплачивали в основном представители крупного бизнеса, монополисты-производители, в то время как малый бизнес был на ЕНП, а НДС включал в стоимость купленных активов.

К концепции изменения НК РУз в конце 2018 года государство поставило перед органами государственной налоговой службы (ОГНС) задачу увеличить число плательщиков НДС, для того чтобы:

— пополнить доходы бюджета, испытывающего острый финансовый кризис и нуждающегося в стабильных налоговых поступлениях;

— создать новую модель налоговой системы, которая бы соответствовала требованиям рыночной экономики;

— присоединиться к международному сообществу, широко применяющему данный налоговый механизм.

И хотя переход с упрощенного режима налогообложения (ЕНП) на общеустановленные налоги (НДС, налог на прибыль юридических лиц) должен был осуществляться на добровольной основе, в Налоговый кодекс РУз внесли статью (ст. 350 НК РУз), из которой следует, что в зависимости от критерия выручки у налогоплательщика переход на режим НДС становится обязательным.

Изначально уплата общеустановленных налогов вместо ЕНП предусматривалась в случае, если пороговое значение выручки предприятия превышало 1 млрд сумов по итогам прошлого года или в течение отчетного года (налогового периода).

В конце 2018 года предприятиям, у которых порог выручки превысил 1 млрд сумов, ОГНС рассылались требования об обязательной постановке на учет в качестве плательщика НДС.

С 2019 года введено свидетельство о постановке на учет в качестве плательщика НДС с обязательным регистрационным номером. Так, из статьи 197 действующего Налогового кодекса РУз следует, что плательщиками НДС являются:

  • юридические лица, имеющие облагаемые обороты;
  • юридические лица, у которых возникает обязательство по НДС при взаимоотношениях с нерезидентами;
  • юридические и физические лица, завозящие импортируемые товары, за исключением физических лиц, завозящих товары для собственных нужд в пределах норм беспошлинного ввоза;
  • товарищ (участник) — юридическое лицо, на которое возложено ведение дел простого товарищества при осуществлении им облагаемых оборотов.

Первый кардинальный виток по расширению числа плательщиков НДС пришелся на индивидуальных предпринимателей, выручка которых в календарном периоде превышает 1 млрд сумов. Изменения произошли в марте текущего года согласно УП № 3143 «Положение о порядке исчисления выручки Индивидуальных Предпринимателей». Но в Налоговый кодекс соответствующие изменения так и не внесли. В результате разночтения между Указом, требования которого обязательны для исполнения, и действующим НК приводят к противоречиям в законодательстве.

Следующий документ, расширяющий число плательщиков НДС, — УП № 5755 «О мерах по дальнейшему упорядочению предоставления налоговых и таможенных льгот» — принят в июне 2019 года. Из него следует, что плательщиками становятся предприниматели — импортеры товаров. Также уточняется ряд нюансов:

  • критерием становится факт импорта: завоза товаров, сырья, материалов, оборудования;
  • любой импортер — юридическое лицо или ИП — завозящий товар впервые после 1 октября 2019 года, обязан встать на учет в ОГНС как плательщик НДС с 1 числа месяца, следующего за датой заключения импортного контракта;
  • размер импорта не важен —предприниматель может завозить как запасную часть для оборудования стоимостью 50 у. е., так и технологическую линию стоимостью 1 млн у. е.

Пояснение: если предприниматель — не плательщик НДС заключил импортный контракт 28 октября, свидетельство о постановке на учет в качестве плательщика НДС он должен получить с 1 ноября.

 Следовательно, ИП — импортер, у которого размер выручки не превысил 100 млн сумов в календарном году, платит фиксированный налог (по виду деятельности) и НДС по ставке 15%.

А вот «счастливчики-импортеры», выручка которых превысила 100 млн сумов, но не достигла 1 млрд сумов, перешедшие с фиксированного налога на уплату ЕНП, могут воспользоваться снижением начисленного ЕНП для уплаты в бюджет, но не более 50% от суммы ЕНП. Однако НДС платится в полном размере.

В июне 2019 года по действующему УП отменяется ряд льгот НДС при импорте следующих товаров:

  • асбеста, угля, лесоматериалов, древесины и изделий из нее, углеводородного сырья;
  • сельхозтехники, автотранспортных средств, комплектующих изделий, материалов и технологической оснастки, используемых в производстве автотранспортных средств;
  • соевых бобов, семян подсолнечника, кунжута, масленичного сырья, сахара-сырца.

 Льготную уплату НДС по импорту лесоматериалов для ИП отменили с 1 января 2019 года, а с 1 октября ее убрали и для юридических лиц.

В соответствии с УП, на данный момент число плательщиков НДС расширяется за счет:

  • производителей сельхозпродукции и производителей продовольственной продукции;
  • плательщиков единого земельного налога, имеющих оборот (выручку) более 1 млрд сумов с января по сентябрь 2019 года или орошаемые сельскохозяйственные угодья площадью более 50 га;
  • производителей хлопка-сырца с урожая 2019 года.

В сентябре 2019 года выходит УП № 5837 «О мерах по дальнейшему совершенствованию налоговой политики Республики Узбекистан», в котором ключевым пунктом стало снижение действующей ставки НДС с 20% до 15%.

Из документа следует, что «данные введения приведут к расширению “добровольных” плательщиков НДС, удлинению цепочки плательщиков, снижению налоговой нагрузки на предпринимателей».

К чему могут привести нововведения?

  1. За счет снижения ставки НДС стабилизируется потребительский рынок — товар станет дешевле, повысится покупательская способность населения, и, главное, продавцы-плательщики НДС снизят цену. За текущий период цены не снизились. Многие поставщики, чтобы не менять контрактную стоимость, увеличили на 5% стоимость реализации товаров, услуг.
  2. Часть «серого бизнеса» выйдет из тени.

Говоря о частых изменениях в налоговом законодательстве, хочется обратить внимание на статью 2 НК РУз, из которой следует, что «налоги и другие обязательные платежи устанавливаются, изменяются или отменяются Налоговым Кодексом».

И тут возникает ряд вопросов:

Как быть налогоплательщику, который не изучил, пропустил изменения в текущем законодательстве?

Что делать, если у него в руках только НК РУз, где все вышеназванные изменения не отражены?

Как принимать решения будущему инвестору, который знакомится законодательством по действующему Налоговому Кодексу?

Как ориентироваться в ставках, плательщиках, объектах налогообложения?

Хочется отметить, что законы в сфере налогообложения — основные документы, от которых зависит бюджет Узбекистана и стабильность бизнеса. Поэтому спонтанные изменения в них в течение года недопустимы — законодательство, касающееся налогов и налогоплательщиков, должно быть прозрачным, стабильным и понятным.

Бизнес-тренеры «Profi Training» - Юлия Пакидышева