Татьяна Шалунова

Стаж в экономической сфере: 18 лет
Педагогический стаж: 12 лет
Член Экспертного совета Палаты налоговых консультантов Республики Узбекистан

Министерство финансов и buxgalter.uz реализуют информационный проект по международным стандартам финансовой отчетности. Положения стандарта IAS 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи» разъяснила эксперт международной сети «Союзконсалт», налоговый консультант, основатель бизнес-школы «Profi Training» Татьяна ШАЛУНОВА (DipIFR, CIPA):

– «Роль государства в жизнедеятельности бизнеса настолько сильна, что, мне думается, руководителю и бухгалтеру каждой компании необходимо прочитать мою статью на предмет «возможно и меня коснется».

Под «государством» в настоящей статье и IAS 20 понимается правительство, правительственные и аналогичные органы – местные, национальные или международные.

В соответствии с МСФО (IAS) 20 государственная помощь – это действия государства, направленные на предоставление какой-либо экономической выгоды определенной организации или ряду организаций, отвечающих определенным критериям. Поэтому резонно думать, что косвенное получение неких льгот также относится к государственной помощи. Такими косвенными выгодами можно считать, например:

  • определенные торговые ограничения для конкурентов, включая высокие импортные пошлины;
  • создание наиболее благоприятных условий для функционирования предприятия на определенной территории исходя из отраслевых особенностей;
  • участие членов правительства в руководящих структурах компаний и т.д., и т.п.

Ведь получатель косвенных выгод, по сути, ведет деятельность в более благоприятных экономических условиях – в противовес остальным игрокам рынка.

В Узбекистане такой вид помощи весьма часто применяется, однако ее сложно оценить рационально, чего, собственно, и не требует стандарт. Хотя, на мой взгляд, если предприятие получает от такой помощи существенные выгоды, целесообразно их раскрыть для более полного понимания финансовых отчетов.

Давайте сразу определимся с МСФО (IAS) 20, перечислив исключения в его применении:

  • государственная помощь в виде налоговых льгот (налоговые льготы, налоговые каникулы и т.д.);
  • субсидии, связанные с сельским хозяйством, которые учитываются в соответствии с МСФО (IAS) 41;
  • отражение субсидий в финотчетности, отражающее влияние изменения цен;
  • ситуации, при которых государство выступает в качестве полного или частичного собственника предприятия.

Таким образом, мы подходим к тому, что в целях составления отчетности имеют отношение только реальные средства в виде поступления активов (денежного или неденежного характера), именуемые государственными субсидиями. Т.е. – помощь, оказываемая государством в форме передачи организации ресурсов в обмен на соблюдение в прошлом или в будущем определенных условий, связанных с операционной деятельностью организации.


Субсидии - всегда доход

Концептуальный момент: в контексте учета субсидий забудьте счет 8800, который мы активно использовали в НСБУ! В МСФО разрешен исключительно «подход с позиции дохода». Т.е. – отражение на счетах доходов (отсроченных и текущих).

От чего же зависит учет? Для простоты понимания я создала блок-схему, позволяющую правильно отразить субсидию, последовательно отвечая на вопросы:


Рисунок. Блок-схема отражения государственных субсидий


Субсидии, относящиеся к активам

Если компания получает субсидию в виде актива или – на приобретение активов, у нее есть два варианта предоставления ее в финансовой отчетности:

1) представить субсидию как отсроченный доход (в составе обязательств, при этом разделяя текущую и долгосрочную части);

или

2) вычесть ее из балансовой стоимости приобретенного актива.

Речь идет именно о представлении финотчетности, но никоим образом не о синтетическом учете. Т.е. в рабочем плане счетов технически целесообразно предусмотреть специальные счета для учета субсидий. Например, 6200 и 7200.

Проиллюстрируем это на примере.

В конце 2020 года хокимият г. Ташкента бесплатно на 50 лет выделил предприятию участок земли – с условием строительства на этом месте завода по изготовлению окон и создания 1 000 рабочих мест. Справедливая стоимость земли – 5 000 млн сум. Оценка справедливой стоимости осуществляется в соответствии с МСФО (IFRS) 13.

Бухгалтерские проводки:

Описание операции

Сумма, млн сум.

Дебет

Кредит

Получение субсидии

5 000

(ОФП) Земля

(ОФП) Отсроченные доходы

ОФП – Отчет о финансовом положении (Баланс).

Далее остаток на счете «Отсроченные доходы» ежегодно будет уменьшаться на 100 млн сум. за счет списания в состав прочих доходов пропорционально сроку предоставления земельного участка (5 000 млн сум. : 50 лет).

Отражение в ОФП (первый метод):

Долгосрочные активы

Сумма, млн сум.

Земля

5 000

Долгосрочные обязательства

Сумма, млн сум.

Отсроченные доходы

5 000

При использовании второго метода актива и субсидии в ОФП видно не будет. Лишь в случае частичного финансирования приобретения актива за счет государственной помощи при втором методе состав долгосрочных актив будет выше нуля. В то же время эта информация подлежит обязательному раскрытию в примечаниях к финансовой отчетности (вне зависимости от используемого метода представления).  


Субсидии, относящиеся к доходам

Из блок-схемы выше ясно, что нужно разграничить периоды, расходы на которые компенсирует государство.

Так, если субсидия предоставляется для возмещения убытков, понесенных в прошлом, она немедленно признается в составе прибыли или убытка. Если же субсидия предоставлена для возмещения расходов, осуществляемых в настоящее время или в будущем, она признается в составе прибыли или убытка в периоды возникновения и признания этих затрат.

С точки зрения представления субсидий в отчетности снова возможны два варианта:

1) представить субсидию как доход в составе отдельной статьи, такой как «Прочие доходы»;

или

2) вычесть сумму субсидий из соответствующих расходов (т.е. из расходов, которые эти субсидии призваны компенсировать).

Опять рассмотрим это на примере.

В феврале 2021 года правительство приняло решение – компенсировать полученные из-за пандемии убытки компаниям сферы туризма и развлечений. Сумма полученных убытков в 2020 году у предприятия составила 500 млн сум.

Бухгалтерские проводки:

Описание операции

Сумма, млн сум.

Дебет

Кредит

Получение субсидии

500

(ОФП) Денежные средства

(ОСД) Прочие доходы

ОФП – Отчет о финансовом положении (Баланс).

ОСД – Отчет о совокупном доходе (Отчет о финансовых результатах).

Отражение в ОСД:

Статья отчета

Сумма, млн сум.

Прочие доходы

500

Если же эти расходы были компенсированы в прошлом – 2020-м – году, компания могла использовать любой из двух методов представления в отчетности. В первом случае была бы возможность раздельно увидеть сумму расходов и сумму их компенсации непосредственно в ОСД. Во втором – доходы сократили бы полученную сумму убытков.

Напоминаю: информация должна быть обязательно раскрыта в примечаниях вне зависимости от используемого метода представления.


В заключение

Я понимаю, что государственная помощь – это тактические действия государства, основанные на его стратегии. И, как бы то ни было, они не являются ожиданием предпринимателя, особенно – в благоприятные экономические периоды. И все же, как показывает практика, без глубокой вовлеченности властей экономика страны, в первую очередь базирующаяся на благосостоянии бизнеса, не сможет развиваться стабильно».