– Чего вы ждете от новой редакции Налогового кодекса?

– Думаю, как и большинство жителей нашей страны, – каких-то глобальных изменений и устранения тех аспектов, которые не работали. Или работали плохо, препятствуя развитию предпринимательства, включая существенное налоговое бремя, особенно по оплате труда. Я убеждена, что коренной пересмотр действующей системы налогообложения даст свои положительные результаты сразу, в первые годы внедрения изменений.

– Что вы думаете о налоговых льготах, которые предоставляются все большему числу хозсубъектов?

– Предоставление льгот в нашей стране сопоставимо с мировой практикой и обосновано стратегией развития на ближайшие годы. К примеру, недавно работники предприятий и организаций республики получили льготы по налогу на доходы физических лиц на турпоездки, совершаемые внутри страны. Известно, что Узбекистан славится своим культурным наследием. Его популяризация, вероятно, повысит гражданскую ответственность и патриотизм, а коммуникации между регионами могут стать благодатной почвой для возникновения новых возможностей и перспектив.

– Должны ли льготы быть целевыми?

– Учитывая, что основанием для предоставления льгот служат социальные, стратегические или политические факторы, целесообразно вести учет направлений, куда используются эти средства, контролировать и проводить качественный анализ. В масштабах государства каждая льгота – это госсубсидия, выделяемая с определенной целью. Ее результат и экономическая обоснованность должны быть тщательно просчитаны и оценены.

Исходя из этого, так или иначе, все льготы носят целевой характер. Несмотря на то что во многих случаях с получателей льгот сняты обязательства отчитываться по результатам их использования, такие льготы на практике именуются “нецелевыми” и у них обозначена ясная цель их предоставления.

– Одно из возможных направлений налоговой реформы – распространение НДС на все юридические лица и ИП с большими оборотами. Каковы плюсы и минусы этого нововведения?

– Лично я вижу только плюсы. НДС – косвенный налог, при котором каждое звено цепочки уплачивает процент от добавленной стоимости (в большинстве своем, это суммы зарплаты работников и получаемой прибыли). НДС всегда уплачивает покупатель, поэтому по остальным частям расходов налог берется в зачет (то есть уплаченная поставщику сумма НДС уменьшает собственные обязательства перед бюджетом). Поэтому у НДС есть очевидное логическое требование – чтобы эта самая цепочка не прерывалась. Как показывает практика, в нынешних условиях специализации и кооперации производства наличие специальных режимов налогообложения и льгот по НДС приводит к искажению сущности этого налога. Как следствие – возникают проблемы:

  • разрывы цепочки НДС, что приводит к изменению сущности НДС и превращению его в налог с оборота;
  • негативное влияние на ценообразование (рост цен) в связи с каскадным увеличением издержек производства и распределения;
  • снижение экономической эффективности хозсубъекта (снижение нормы прибыли и рентабельности);
  • неравномерное и избыточное налоговое бремя, нарушающее принцип справедливости налогообложения;
  • возможное уклонение от налогообложения путем совершения оборотов через фирмы, освобожденные от НДС;
  • уменьшение покупательского спроса;
  • снижение конкурентоспособности продукции отдельных субъектов упрощенной системы налогообложения;
  • падение деловой и инвестиционной активности;
  • сокращение фактических поступлений налоговых платежей.

Расширение круга плательщиков НДС, включая ИП, однозначно решит указанные выше проблемы. Правда, сначала возможно недопонимание бизнес-субъектами важности этого решения, так как предпринимателям придется проводить непривычные для них операции и расчеты.

Второй, не совсем положительный, момент введения НДС – это снижение рентабельности предприятий сферы услуг, поскольку сумма зачета НДС в их случае несущественна.

В-третьих, введение НДС усложнит налогообложение малым предприятиям и ИП, у которых зачастую официально отсутствует бухгалтер для расчета и заполнения форм НДС.

В настоящее время НДС ввели уже свыше 160 стран мира. В большинстве из них ставки установлены на близком нам уровне 15 – 22%.

– Что надо изменить в налогообложении ИП? Как разделить их на действительно “микро” бизнес и тех, кто совершает многомиллиардные сделки и уходит от налогов?

– Сейчас перечень видов деятельности, которыми могут заниматься индивидуальные предприниматели, ограничен. И по своей сути все эти операции – “микро” бизнес с небольшим объемом выручки. Порой на практике обороты отдельных ИП суммарно выше товарооборота оптовых фирм. Но при этом ИП уплачивают значительно меньшие суммы в бюджет страны. Этот факт доказывает несовершенство законодательства и наличие в нем пробелов, высокую налоговую нагрузку, от которой желают уйти предприниматели, открывая ИП вместо юрлица.

Если в результате налоговой реформы существующая разница в налогообложении такого рода операций будет устранена и ИП наравне с юрлицами будут уплачивать сопоставимые налоги, то желание и возможности ухода от налогообложения существенно снизятся или вовсе исчезнут.

– Как вы отнесетесь к варианту обложения НДФЛ доходов работников по плоской шкале? Является ли плоская шкала справедливой?

– Проблема давящего налогового бремени на бизнес в части налогов с оплаты труда вовсе не в отсутствии плоской шкалы НДФЛ. Поэтому сказать, что плоская шкала однозначно более справедлива, нежели прогрессивная, – я не берусь. Можно четко обозначить пункты, на которых следует сфокусировать свое внимание законодателю:

  • cохранение и увеличение необлагаемого минимума. Многие получают минимальные оклады, которые, откровенно говоря, даже ниже “прожиточного минимума”, поэтому по экономическим соображениям они не должны облагаться налогами;
  • при налогообложении доходов физлиц необходимо учитывать весь комплекс так называемых “зарплатных налогов”, куда, помимо НДФЛ, входят еще обязательные взносы в Пенсионный фонд (8%) и ЕСП (15% / 25%). Льготы, предусмотренные для НДФЛ (ст. ст. 179–180 НК), целесообразно распространить также комплексно. И предусмотреть единую ставку для всех 3 налогов. А вот какую: плоскую, регрессивную или прогрессивную – нужно рассчитать, основываясь на статистических данных, сформированных по множеству значимых показателей.

– С какой периодичностью бизнес должен сдавать отчеты по налогам в ГНИ?

– На самом деле, оценить периодичность представления налоговой отчетности без учета количества и сложности форм расчетов невозможно. Даже у неопытного бухгалтера время на заполнение и представление простого ежемесячного отчета займет не более 6 часов в год. Если же число уплачиваемых налогов растет и логическая взаимосвязь в отчетах усложняется, то и время, необходимое для создания корректного расчета, увеличивается в геометрической прогрессии. Первое, о чем необходимо подумать, когда речь идет об отчетности, – это количество налогов (для примера – в Грузии их 5) и сложность заполнения их форм. Налоговая система должна помогать налогоплательщикам предотвращать правонарушения, а не являться их катализатором. Если 2 этих фактора будут эффективно учтены, то вопрос периодичности станет менее существенным, чем сегодня.

– Что еще вы бы предложили по реформированию налоговой системы?

– Концептуально реформирование налоговой системы должно обеспечить:

1) снижение налогового давления и увеличение объема собственных оборотных средств предприятий;

2) создание стимулов к работе, инвестициям, инновациям, к принятию деловых рисков, подталкивающих существенное расширение национального производства и повышение дохода;

3) одинаковые условия для всех видов бизнеса и всех налогоплательщиков, что является важным фактором здоровой конкуренции на рынке.